top of page

Искусственный интеллект: монстр-левиафан, служащий правящему классу

Тезисы об искусственном интеллекте и его применении в период упадка капитализма. Первый подход с марксистской точки зрения



Резолюция Революционной Коммунистической Интернациональной Тенденции (RCIT), www.thecommunists.net

Предисловие: Нижеследующий набор тезисов не претендует на анализ всех аспектов ИИ или на ответы на все вопросы, возникающие при применении такой технологии. Это только первый подход RCIT, который нуждается в дальнейшей разработке и анализе.


1. Искусственный интеллект (ИИ) - это новая форма современной технологии, которая быстро распространяется как в сфере капиталистического общественного воспроизводства, так и в сфере потребления. Это потенциально имеет далеко идущие последствия для будущего капитализма и для жизней людей. Следовательно, социалистам крайне важно иметь правильное понимание роли и опасностей ИИ в нынешний период капиталистического упадка и занять четкую позицию относительно того, как подходить к этой технологии.

Что такое ИИ: краткое техническое определение

2. В качестве общего технического определения ИИ мы можем сказать, что его целью является воспроизведение ключевых черт того, что составляет человеческое существо, соответственно, для имитации других форм жизни (например, мышления, обучения, решения проблем, биохимических функций человеческих органов). Это может иметь место как на макро (роботы), так и на микро (нанороботы) уровне. Метод достижения этого - программирование машин (компьютера, робота или других устройств) с помощью интеллектуальных программных систем. В конечном счете, объективная цель ИИ в контексте классового общества - максимально заменить людей машинами.


3. Следовательно, ИИ уже применяется в широком спектре областей и, учитывая его относительную младенческую стадию, обладает гораздо более далеко идущим потенциалом. Не претендуя на полноту, приведём несколько примеров. Он используется для создания всех видов роботов – в области промышленного оборудования, в качестве автономных транспортных средств, в качестве псевдочеловеческих существ (например, София, первый “социальный” робот), полицейских собак (в Нью-Йорке) или в качестве автономных систем вооружения (от машин-убийц до автономных кораблей и дронов). Он используется для комплексных систем наблюдения (распознавание лиц, система “Зеленый пропуск”, которая была протестирована во время контрреволюции, связанной с пандемией COVID, и т.д.). Есть планы применить ИИ в нанороботике, например, в качестве биологических машин, работающих в человеческих телах для выявления и уничтожения раковых клеток, для манипулирования промышленным сырьем, таким как уголь и силикон, для защиты окружающей среды от микропластика и т.д. Он может быть применен в области так называемого интернета вещей, который объединяет несколько одноцелевых ИИ в сложную систему. Наконец, существует креативный ИИ, такой как ChatGPT и подобные концепции. Это программное обеспечение, которое имитирует человеческое поведение, например, создает тексты, картинки, видео, музыку и т.д. Такое программное обеспечение также необходимо для создания всеобъемлющих виртуальных реальностей, подобных Метавселенной Цукерберга.

О конкретной опасности ИИ

4. Такие применения ИИ создают всевозможные опасности, общим для которых является то, что они значительно расширяют возможности правящего класса контролировать и разрушать и, кроме того, они наследуют потенциальный риск выхода из-под социального контроля. Нет сомнений в том, что применение искусственного интеллекта и роботов будет иметь драматические последствия на рабочих местах. В исследовании, опубликованном Goldman Sachs в марте 2023 года, подсчитано, что примерно две трети текущих рабочих мест в США и Европе подвержены некоторой степени автоматизации ИИ и что генеративный ИИ может заменить до одной четвертой текущей работы. Согласно тому же исследованию, эквивалент 300 миллионов рабочих мест с полной занятостью во всем мире подвержен автоматизации. Очевидно, что под угрозой находятся многочисленные рабочие места во многих отраслях – от производства до администрации, от обслуживания до образования. В то же время ИИ чрезвычайно энергоемок и будет иметь негативные последствия для окружающей среды, которая уже близка к разрушению, учитывая изменение климата, вызванное безрассудным использованием природных ресурсов капиталистическими монополиями.


5. Более того, применение ИИ в качестве автономных систем вооружения имеет, по определению, разрушительные последствия – тем более, если такие машины принимают автономные решения о применении оружия массового уничтожения и т.д. Аналогично обстоит дело с использованием ИИ полицией или для комплексных систем наблюдения, то есть в качестве инструмента для того, что мы назвали шовинистическим государственным бонапартизмом. Как таковой он уже применялся в Китае и других странах в период контрреволюции COVID (например, система “Зеленых пропусков” в 2020-22 годах). Наноботы, безусловно, могут быть полезны, но также содержат огромные потенциальные риски. Неизвестно, как на это реагируют сложные диалектические системы, такие как человеческие тела. Кроме того, существует опасность сценария, названного Эриком Дрекслером (пионером нанороботики) “Серая слизь”, который означает, что широкое использование наноботов приводит к непреодолимой пандемии наноботов, которая превращает все органическое в неорганическое. Передача управления домами, больницами, фабриками, транспортной системой, атомными электростанциями ИИ – “Интернету вещей” – может привести к катастрофам, если программное обеспечение будет повреждено или взломано. Креативный ИИ не только поставит под угрозу многие рабочие места, но и поможет планам различных монополистических капиталистов по созданию виртуальных реальностей и максимально возможному вовлечению людей в ИИ. Подводя итог, ИИ является инструментом капиталистического технотоалитаризма.


6. Наконец, существуют опасности, которые не являются определенными, учитывая слаборазвитую стадию искусственного интеллекта, но которые должны заставить нас быть осторожными, учитывая их далеко идущие последствия. Красноречивым и тревожным признаком является то, что все большее число ученых в области искусственного интеллекта публично предупреждают о потенциальных опасностях этой технологии (среди них Джеффри Хинтон, так называемый "Крестный отец искусственного интеллекта"; Элиэзер Юдковски, которого считают основателем искусственного общего интеллекта; Майкл Осборн, профессор машинного обучения в Оксфордском университете; а также покойный Стивен Хокинг). Это должно вызвать подозрения в отношении ИИ, если даже ведущие разработчики этой технологии, устрашающе осведомленные о ее потенциале, предупреждают общественность! Вся цель исследований ИИ заключается в создании машин, которые могут думать и принимать решения подобно человеческим существам, то есть они создают своего рода “сознание”. Среди экспертов спорят, возможно ли это и в какой степени. Однако это опасная концепция сама по себе. Даже если создание ИИ, развивающего “сознание”, отвечало бы интересам человечества (весьма спорное утверждение!), мы живем не в то время, чтобы стремиться к этому. Крайне опасно стремиться к сингулярности в рамках капиталистического классового общества. Уже в своих самых примитивных формах ИИ воспроизводит сексизм, расизм и все другие формы угнетения, поскольку он отражает общество, в котором мы живем. Следовательно, такая технология, разработанная в капиталистическом классовом обществе, была бы мощным инструментом в руках угнетателей и эксплуататоров, которые уже довели мир до грани его полного уничтожения. С какой стати позволять этим преступникам играть с еще более мощным оружием?!

Искусственный интеллект и упадок капитализма

7. Многие люди (включая самопровозглашенных марксистов) обсуждают преимущества и недостатки ИИ в первую очередь с технической точки зрения и относятся к нему как к своего рода нейтральной технологии. Это крайне односторонний подход, который не может не привести к аналитическому тупику. На самом деле, невозможно понять социальную значимость ИИ, не поместив его в контекст социально-экономической формации, в которой он развивается, то есть в рамках капиталистического классового общества, оказавшегося в ловушке последней эпохи своего упадка. Развитие ИИ является результатом отчаянных попыток правящего класса найти выход из своего упадка. В то же время это отражает вырождение системы классовой эксплуатации и усилит ее внутренние противоречия. В определенном смысле ИИ воплощает фундаментальный принцип капитализма – превосходство мертвого труда над живым.


8. Мечта буржуазных идеологов о том, что ИИ может способствовать новому периоду экономического подъема глобального капитализма, является чистой фантазией. Теоретически внедрение новых технологий могло бы привести к такому периоду бума только в том случае, если бы это шло рука об руку с созданием необходимых политических и экономических условий для интенсивного периода накопления капитала (как это было после поражения революции 1848 года или после Второй мировой войны и последующего передела мира). Сами по себе новые технологии не приводят к экономическому буму капитализма. Как указывал RCIT в прошлых исследованиях – и совсем недавно даже буржуазные экономисты были вынуждены признать это – огромные технические инновации последних трех десятилетий (компьютеры, промышленные роботы, интернет и т.д.) привели не к возобновлению экономического роста, а скорее к застою и снижению производительности труда.


9. Это тем более верно, что цель ИИ - заменить как можно больше рабочей силы (и, в идеале, сделать ее полностью избыточной). Сам по себе ИИ - мертвая рабочая сила. Следовательно, он не создает капиталистическую стоимость – в отличие от живого труда (он лишь передает уже существующую стоимость, которая воплощена в ИИ в результате его предыдущего развития рабочей силой). Другими словами, ИИ значительно ускорит тенденцию капитализма к его краху, поскольку радикально изменит органическую структуру капитала (увеличение постоянного капитала за счет переменного капитала). Тем самым он уменьшает создание капиталистической стоимости и, следовательно, основы для получения прибыли – знаменитой “Исторической тенденции капиталистического накопления“, которую Маркс объяснил в предпоследней главе "Капитала", том I. Хотя ИИ не будет способствовать новому периоду экономического роста, он неизбежно ускорит процесс монополизации, то есть уничтожения мелкого капитала крупным капиталом и дальнейшего доминирования в экономике нескольких мощных капиталистических монополий.


10. ИИ способствует крайней форме капиталистического отчуждения. Он значительно усиливает уже существующую тенденцию капитализма отчуждать людей друг от друга, а также от природы. Это позволяет изолировать людей как на рабочих местах, так и в их социальной жизни (домашний офис, метавселенная и т.д.) Это увеличивает пассивность людей, поскольку они могут искать убежища в виртуальной реальности, то есть сочетать статус виртуального супервоина с физической ленью, полностью отключенной от общества и природы. Более того, ИИ отнимает у людей социальные навыки, такие как общение. Это капиталистическое отчуждение до бесконечности. Короче говоря, ИИ ускоряет уже существующую тенденцию капитализма к десоциализации людей и дегуманизации общества (“Всеобщее управление людьми и всеобщее управление государством”).


11. Отражает ли ИИ развитие производительных сил? Да, в определенной степени, поскольку он помогает продвигать производство товаров. Однако в исторический период упадка капитализма существует тенденция превращения производительных сил в разрушительные силы. В результате мы видим расширение сфер цивилизационных угроз в последние 1-2 десятилетия. Стремительное разрушение климата из-за “очень эффективных” средств производства, тупик ядерной энергетики - вот лишь некоторые примеры этой тенденции, присущей загнивающему капитализму. Его чрезвычайный разрушительный потенциал в ведении войн, слежке, разрушении отраслей промышленности, социальной изоляции людей и т.д. – все это означает, что ИИ представляет собой гораздо более разрушительную силу, чем производительные силы.


12. Опираясь на фундаментальную критику товарного фетишизма Маркса в главе 1 книги "Капитал", том 1, революционные коммунисты предостерегают от любого фетишизма производительных сил при господстве капитализма. В то время как капитализм был – и продолжает быть – способным продвигать технический прогресс, он развивает растущую тенденцию к развитию технологий, которые приносят мало пользы обществу или вообще не приносят никакой пользы, а скорее подрывают или ставят под угрозу существование человечества. Технологии, которые делают промышленное производство более эффективным или транспорт более быстрым, но в то же время разрушают озоновый слой; атомные электростанции, которые представляют постоянный риск для населения и производят особо опасные отходы; генетически модифицированные культуры, которые подрывают устойчивое сельское хозяйство и имеют разрушительные последствия для биологического разнообразия и здоровья; а теперь и искусственный интеллект – все это примеры присущей загнивающему капитализму тенденции создавать разрушительные силы. Задача марксистов состоит не в том, чтобы слепо приветствовать развитие новых технологий при капитализме, а в том, чтобы различать те, которые полезны для будущего человечества, и те, которые довольно разрушительны или имеют неизвестные последствия и, следовательно, должны быть отвергнуты.

Марксистский подход и тактика

13. У марксистов нет причин приветствовать развитие ИИ. Напротив, RCIT выступает против него, поскольку он, в первую очередь, является опасным инструментом в руках нашего врага – монстра-левиафана, обслуживающего империалистические монополии и державы. Это становится понятным, если мы суммируем основные движущие силы развития ИИ монополистическими капиталистами. Это а) желание капиталистов повысить производительность путем замены живого труда мертвым трудом; б) желание правящего класса, живущего в исторический период капиталистического упадка, усилить свой контроль над охваченным кризисом обществом, полным взрывоопасных противоречий; в) желание сектора монополистической буржуазии избежать краха цивилизации путем уничтожения части человечества соответственно путем создания новых форм “социальной” жизни с помощью ИИ, которые потребовали бы существования гораздо меньшего количества людей. Такие новые формы “социальной” жизни могли бы существовать на Земле или на другой планете.


14. Для марксистов проблема ИИ не в том, что он “рационализирует” процесс производства или коммуникации и т.д. Проблема скорее в том, что: а) что правящий класс использует ИИ для уничтожения значительных сегментов рабочих мест, для резкого расширения слежки, для того, чтобы сделать войну намного “эффективнее” и т.д.; б) что правящий класс полон решимости передать ИИ важнейшие дискреционные полномочия – от автономных транспортных средств до автономных систем вооружения, от управления миром труда до управления социальной системой; в) что правящий класс хочет использовать ИИ для преобразования социальной жизни, что приводит к дальнейшей социальной изоляции людей и их "дегуманизация", отнимающая у них социальные и когнитивные навыки.


15. Какой должна быть тактика социалистов в отношении ИИ? Короче говоря, RCIT отстаивает тактику, которую можно резюмировать в формуле: “противостоять и препятствовать”. Мы выступаем против разработки ИИ, его внедрения на рабочих местах и в социальных сетях или дальнейших исследований. Мы призываем прекратить применение новых технологий ИИ. Мы поддерживаем его саботаж там, где он уже применяется. Конечно, мы реалисты, и мы знаем, что до тех пор, пока правящий класс находится у власти, он будет использовать ИИ в максимально возможной степени (даже если это сопряжено с огромным риском для него самого, когда он выходит из-под контроля). Однако социалисты должны провести линию непримиримой оппозиции решениям правящего класса и их реакционной и опасной политике. Марксистская тактика “противостоять и препятствовать” не может существовать изолированно, но должна быть частью политики классовой борьбы в защиту интересов трудящихся и угнетенных. Это часть нашей программы международной социалистической революции.


16. Учитывая массовые и разрушительные социальные последствия ИИ, можно ожидать повсеместного возмущения со стороны широких слоев рабочего класса и народных масс. Вероятно, что поднимется волна “луддизма”, то есть желания остановить и уничтожить сложный ИИ. Без сомнения, такая популярная оппозиция будет сбита с толку, смешивая прогрессивные идеи с мелкобуржуазным утопизмом (мы видели подобное развитие событий в контексте массовых протестов в период контрреволюции COVID). В то время как большие слои мелкобуржуазных левых будут презирать такие “отсталые” массы, у подлинных марксистов нет причин следовать за такими бестолковыми, которых правящий класс дергает за кольцо в носу. Фактически, история неоднократно была свидетелем массовых движений, которые объективно играли прогрессивную роль, несмотря на субъективно отсталое идеологическое сознание – от восстаний "варваров” и рабов во времена Римской империи или китайского “Среднего царства” до различных религиозных еретических движений в Средние века, борьбы коренного населения с колониализмом и исламистских восстаний против империалистических захватчиков в наши дни.


17. Задача социалистов состоит в том, чтобы а) поддерживать такую народную оппозицию против ИИ; б) объяснять связь между ИИ и капитализмом и что главная задача состоит в борьбе за свержение тех, кто контролирует ИИ – империалистических монополий и держав; в) преобразовать стихийное возмущение в классово сознательную борьбу против правящего класса.


18. Можно ожидать, что среди среднего класса также будет сильная оппозиция ИИ, поскольку эта технология серьезно повлияет на их рабочие места. Социалисты готовы сотрудничать с такими силами до тех пор, пока их протест служит классовой борьбе. Однако в центре внимания революционеров должна быть организация трудящихся и угнетенных.


19. Означает ли это, что ИИ не место в будущем социалистическом обществе? Это нужно будет обсудить и решить, как только организованный рабочий класс свергнет капитализм и возьмет власть в свои руки. Несомненно, в тех областях, где ИИ может помочь человечеству построить свободное общество, он может быть полезен в качестве подчиненной технологии. В качестве общего принципа мы можем сказать, что социалисты поддерживают технологию, которая делает людей более суверенными, большей частью коллектива; в то же время мы выступаем против любой технологии, которая ограничивает или даже ставит под угрозу свободу и независимость людей и которая делает их более изолированными. Следовательно, вопреки иллюзиям левых представителей среднего класса, что социализм отличается от капитализма более объёмным и дешёвым потреблением, социализм – в марксистском понимании – это совершенно иной способ производства и потребления, который позволяет людям вести активную, социальную, устойчивую и разнообразную жизнь в здоровом отношении к природе.

Международный секретариат RCIT


74 просмотра0 комментариев
bottom of page