top of page

К 100-летию смерти Ленина


Ровно 100 лет назад, морозным вечером 21 января 1924 года, перестало биться сердце одного из выдающихся мировых интеллектуалов, социал-революционера, марксиста-большевика, философа и политика Владимира Ульянова-Ленина. 


Ленин был не только моральным ориентиром для революционного рабочего класса, крестьян и трудовой интеллигенции, но и интеллектуальным стержнем, связывающим прошлое марксизма с его настоящим и будущим. 

Новатор и революционер, он развил марксизм в трёх ключевых направлениях:


1. Как теорию и практику пролетарских революций во времена капитализма эпохи империализма. Идеи Маркса и Энгельса часто несли на себе печать доимпериалистической эпохи, ленинизм же переосмыслил и развил ряд положений, только намеченных до этого отцами-основателями научного социализма. 


"Для старого капитализма, с полным господством свободной конкуренции, типичен был вывоз товаров. Для новейшего капитализма, с господством монополий, типичным стал вывоз капитала... 

...Несомненен тот факт, что переход капитализма к ступени монополистического капитализма, к финансовому капиталу связан с обострением борьбы за раздел мира"

–писал Ленин в своём глобальном труде "Империализм, как высшая стадия капитализма".


2. Как теорию и практику союза революционного пролетариата с мелкобуржуазными трудовыми массами для ведения непримиримой классовой борьбы с угнетателями. В странах с низким уровнем индустриализации, с феодально-сословными пережитками и неравномерно развитой комбинированной экономикой такой подход был жизненно важен как тактически, так и стратегически. 

"Наша задача — никогда не сходить с классовой точки зрения и организовать теснейший союз городского и сельского пролетариата. Наша задача — уяснение себе и народу действительного демократического и революционного содержания, которое кроется за всеобщим, но туманным стремлением к “земле и воле”. Наша задача поэтому — самая энергичная поддержка и подталкивание вперед этого стремления, наряду с подготовкой элементов социалистической борьбы и в деревне"– работа "Пролетариат и крестьянство".


3. Как теорию и практику борьбы угнетённых наций с империалистическими угнетателями. Ленин прекрасно осознавал важность национального вопроса в рамках империалистической системы.

Развивая тему противостояния империалистов и угнетенных наций и стран, Ленин не гнушался самых резких выражений: "Революционный класс в реакционной войне не может не желать поражения своему правительству. Это — аксиома" (о поражении своего правительства в империалистической войне). 


В своей работе "Социализм и война" он объяснял смысл империалистического противостояния: "Представьте себе, что рабовладелец, имеющий 100 рабов, воюет с рабовладельцем, имеющим 200 рабов, за более “справедливый” передел рабов. Ясно, что применение к подобному случаю понятия “оборонительной” войны или “защиты отечества” было бы исторической фальшью и практически просто обманом простонародья, мещанства, темного люда ловкими рабовладельцами. Именно так и обманывает народы посредством “национальной” идеологии и понятия защиты отечества теперешняя, империалистическая буржуазия в современной войне между рабовладельцами за укрепление и усиление рабства", но открыто говорил при этом о том, что лозунг "защиты Отечества" со стороны империалистических стран и со стороны угнетенных, колониальных или полуколониальных стран, имеет в своей основе совершенно разное значение:

"Буржуазия «великих» империалистских держав стала насквозь реакционной, и войну, которую теперь ведет эта буржуазия, мы признаем реакционной, рабовладельческой и преступной войной. Ну, а как обстоит дело с войной против этой буржуазии? Например, с войной угнетаемых этой буржуазией и зависимых от нее или колониальных народов за свое освобождение? В тезисах группы «Интернационал», в параграфе 5-м, мы читаем: «В эру этого разнузданного империализма уже не может быть никаких национальных войн» — это очевидно неправильно…

История XX века, этого века «разнузданного империализма», полна колониальных войн.

Юниус, защищающий в своей брошюре упомянутые «тезисы», говорит, что в империалистскую эпоху всякая национальная война против одной из империалистских великих держав приводит к вмешательству другой, конкурирующей с первой и также империалистской великой державы, и, таким образом, всякая национальная война превращается в империалистскую. Но и этот довод неправилен... 

...Отрицание всякой возможности национальных войн при империализме теоретически неправильно, исторически явно ошибочно, а практически оно равняется европейскому шовинизму...

Только после того как мы низвергнем, окончательно победим и экспроприируем буржуазию во всем мире, а не только в одной стране, войны станут невозможными."

– так громит Ленин национальных абсентеистов, нейтралистов, играющих на руку империализму и европейскому (или любому другому) великодержавному шовинизму в своей работе "Военная программа пролетарской революции". 

Как это всё бесконечно далеко от теоретических ревизий социал-шовинистов, смешивающих и путающих (скорее целенаправленно, чем нет) понятия угнетённых и угнетающих стран для оправдания империализма или сведения вопроса к абстракциям, уравновешивающим принципиально противоположные в своей сути стороны! 


Современные левые якобы наследники идей большевизма являются, по сути своей, не ленинцами, а брежневистами в основных вопросах теории и практики революционного марксизма, а глашатаи диалектического материализма– неомахистами и путаниками. Это проявляется во всех основных вопросах: борьбе в период обострения межимпериалистического соперничества, вопросе о взаимодействии с мелкой буржуазией (которую немарксистские экономисты зачастую называют средним классом), национальном вопросе, вопросах о роли государства и демократии.

Они, зачастую, ищут проявления чистейшей классовой борьбы, игнорируя объективную реальность и то, что эта самая борьба должна выкристаллизовываться в общедемократической, национальной и прочих видах противостояний:

"Представить себе, что социальная революция мыслима без восстаний мелких наций в колониях и в Европе, без революционных взрывов части мелкой буржуазии со всеми ее предрассудками, без движения политически несознательных пролетарских и полупролетарских масс против гнета помещиков, церкви и монархии, против национального гнета и т. д., — воображать все это значит отвергать социальную революцию. Вот одна армия выстроится в одном месте и скажет: «Мы за социализм», а другая, где-то в другом месте, скажет: «Мы за империализм», и это будет социальная революция! Только те, кто придерживается такой смехотворно-педантичной точки зрения, могли очернить ирландское восстание, назвав его «путчем».

Тот, кто ожидает «чистой» социальной революции, никогда не доживет до нее. Такой человек на словах признает революцию, не понимая, что такое революция."

(В.И.Ленин, «Итоги дискуссии о самоопределении»)– так говорил создатель первого в мире рабочего государства о будто бы современных левых нейтралистах, абсентеистах, конспирологах и путаниках, которые отмахивались рукой от любой справедливой национальной, демократической и антиимпериалистической борьбы угнетённых масс, тривиально опускаясь до уровня пошлого гелертерства.


Владимир Ленин завершил долгий XIX век и начал короткий XX.  Он был всецело человеком Европы и модернизации, неся на штыках идею Великого Прогресса в российские восточные степи. Революционные массы никогда не забудут своего Вождя, строителя нового эгалитаристского общества и первого среди равных человека в молодом Советском государстве. 


Лучшим способом проявить своë почтение к Ленину является развитие его идей в новом, долгом XXI веке– веке военных конфликтов, кризисов и катастроф. Настоящий марксист не только по капле выдавливает мещанское сознание из всех сфер своей жизни, но и помогает открывать глаза другим! Псевдоленинизм должен быть преодолён новой по-настоящему революционной теорией, ленинизмом XXI века– теорией и практикой классовой борьбы пролетаритата за власть в эпоху империализма. 


Ленин будет жить!

53 просмотра0 комментариев
bottom of page